Зачем вообще нужен масштаб 6-мм.

IMG_3237

Исторически сложилось, что игры с миниатюрами — в первую очередь «героические 28мм», во вторую — массовые 15мм, про которые уже мало кто знает, и в третью — прочие масштабы, про которые не знает вообще никто. Произошло так, конечно, из-за вархаммера, так как 1) он начинал как масс-комбат РПГ-миниатюр 2) 28-мм наиболее выигрышно смотрятся на бокс-артах и их проще продавать. Отдельно отмечу, что во всех современных исторических варгеймах используются отрядные базы — то есть, отдельная фигурка никогда не является боевой единицей даже для отображения потерь, поэтому уверяю — никто не предлагает играть 6-мм фигурками в вархаммер.

У фентези есть такие прекрасные свойства, как разнообразие армий и наличие , гм, фентезийности — летунов, монстров. Поэтому игра сохраняет глубину и отличненько играется на обычном игровом столе 180х120. У исторических игр все немного не так: в большинстве случаев армии более-менее похожи друг на друга. Если отбросить симуляцию — желание воспроизвести то или иное историческое сражение, — интерес проистекает именно в умении победить похожие силы похожими при помощи маневра. Теперь посмотрим, что происходит, если выставить маленькие исторические армии на такой стол:

Диспозиция

6 подразделений занимают его с одного края и до другого, и уже приходится ставить их  в две линии. Одно подразделение пехоты символизирует баталию — группировку до трех тысяч человек. В отряде 21 человек — 9 пикинеров и 12 мушкетеров. Меньшее количество моделей на отряд смотрится просто нелепо.  Посмотрим на  план битвы при Лютцене — 1632 год, тот же период что фотография выше.

Если попытаться изобразить синие бригады шведов одним подразделением каждую и оставить промежутки пропорциональными, такая расстановка займет по ширине 414 (четыреста четырнадцать) сантиметров — больше чем два стандартных стола составленных короткими краями вместе! И это расстановка в две линии! А битва при Лютцене — несмотря на свою важность — далеко не рекордсмен по численности сторон, даже на свой период.

Дальше — хуже. Армии уже к началу 18-го века вырастают во много раз, и в 1704 году под Бленхеймом участвует со стороны союзников 22 бригады, под Мальплаке — еще в два раза больше! Ок, предположим, что наше подразделение символизирует не бригаду, а большее соединение, к примеру, тысяч 6 человек, построенных глубоко. Закроем глаза на логику такого объединения, которое уже имеет мало чего общего с реальной командной структурой. Теперь вспомним, что дистанция прицельной стрельбы из мушкета — 50 метров,  а один человек занимает в ширину 60 см. Поставим наши 6 тысяч в шесть шеренг (очень глубоко), получим ширину фронта, 600м, уложим их в наши настольные 18 см, и осознаем, что дистанция стрельбы у такого отряда будет полтора сантиметра. Теперь вернемся на игровой стол и вспомним, что речь идет о модели высотой 28 мм, то есть она стреляет на дистанцию вполовину своего роста. 

С модельками 6мм такие проблемы не встают в принципе. Можно брать правила любого уровня — ротного, батальонного, бригадного (то есть, чему соответствует одна база), и во-первых, наблюдать куда меньше искажения расстояний, а во-вторых, легко умещать битвы на обычном варгеймерском столе.

Ок, представим что мы каким-то революционным гейм-дизайнерским ходом решили эту проблему и хорошенько втиснули красивые отряды в нужном количестве на наш стол. Теперь осознаем, что мы получили две одинаковые линии, по бокам ограниченные краями стола. Отряды могут либо идти вперед, либо идти назад. Как результат — сражения на любую эпоху выглядят одинаково — все идут вперед, дальше в некоторых местах кто-то убегает, считаем очки, потому что время кончилось или непонятно что делать дальше. В 6 мм же можно спокойненько поставить армию Густава Адольфа с картинки выше в 138 см. стола и еще иметь место для маневра.

Напоследок, не могу не запостить картинку, которая говорит сама за себя

В принципе, в допороховую эпоху масштаб 28мм работает прекрасно — хотя, фаланги и терции уже смотрятся довольно нелепо и не похожи на тот лес пик, какой хотелось бы видеть. Но на более поздние периоды, горячо рекомендую именно 6мм. Если заинтересовал — вот сайт производителя, а вот магазин в Москве, где все это продается.

 

Источник:
http://wargame-art.ru/why-6m/

Реклама